Четверг, 02.05.2024, 19:38Приветствую Вас Гость | RSS
Артековская специализированная школа

artekschool@ukr.net
Меню сайта
Категории раздела
Советы психолога [1]
В помощь родителям [1]
Работы учащихся [1]
В данном разделе представлены статьи, написанные учащимися нашей школы
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей


Главная » Статьи » В помощь родителям

Ребёнок не хочет учиться...
1. Страх
Страшно отвечать у доски; выглядеть смешным в глазах своих одноклассников; получить плохую отметку. Отметка - всего лишь цифра. Но именно она имеет магическую силу: боясь получит «двойку», дети не хотят идти в школу. Из-за «двоек» многие родители становятся врагами для собственного ребенка.
Несмотря ни на что, в любой ситуации, при любой неудаче, станьте союзником своего ребенка. Он имеет право рассчитывать на вашу помощь и поддержку. Всегда на первое место ставьте интересы ребенка. Если нелюбовь к школе объясняется страхом перед учителем, возьмите решение этой проблемы на себя. Поговорите с педагогом, какой трагедией оборачиваются его замечания для ребенка. Может быть, он не придает особого значения своему тону разговора. Общайтесь с учителем не как с врагом, а как с союзником, который в силах помочь вашему ребенку. Если же взаимопонимание не найдено, остается только одно - терпеливо работать с собственным ребенком, учить преодолевать свой страх.
2. Дети не всегда могут объяснить, что именно им мешает.
Как узнать, напряжен ли ребенок на уроке? Загляните в его тетрадь, на ту страничку, где классная работа. Почерк всегда отражает внутреннее состояние человека. Если буквы (цифры) прыгают, качаются из стороны в сторону – значит, ребенок находится в напряжении или испуган. Если почерк ровный но вместо «корова» написано «корва», вместо «задача» - «задча» и таких слов немало, это тоже тревожный сигнал: что-то (или кто-то) не дает ему сосредоточиться. Может быть, вашему ребенку просто противопоказаны задние парты, потому что он все время отвлекается или, наоборот, неуютно чувствует себя, сидя впереди. Обсудите этот вопрос с учителем.
3. Не сложившиеся отношения с одноклассниками - распространенная причина, по которой ребенок не хочет посещать школу. Попробуйте вызвать его на откровенность и разобраться: может, он склонен противопоставлять себя коллективу? Или, имея амбиции лидера, не удовлетворен своим положением в классе? Может, у него возник конфликт с конкретным учеником? Или его угнетает обидное прозвище? Анализируйте, обсуждайте с ребенком все, что его волнует. Избегайте советов типа: «А ты дай ему сдачи!». Любой конфликт можно решить цивилизованно. Готовя ребенка к школе, учите его не только читать и считать, но и развивайте в нем способность к психологической адаптации, самозащите. Пусть он больше общается с детьми, учиться считаться с чужим мнением, с юмором относиться к своим недостаткам. Тогда в дальнейшем он избежит многих проблем и неприятностей.
4. Виноват ли ребенок, если ему неинтересно учиться?
Ведь он не может сам найти себе хорошего учителя или объяснить плохому, как надо работать. Заставлять учиться из-под палки, вопреки скуке - это не принесет полезных плодов. А личность ребенка может быть сломлена, интерес к познанию вытеснится словом «надо». Пообщайтесь с родителями одноклассников. Если и другие дети томятся на уроках, причина явно кроется в учителе. Может, стоит поменять учителя? Или попытаться самим заинтересовать ребенка.
5. Причиной отставания в учебе (и как следствие - нежелания учиться) могут быть проблемы со здоровьем у ребенка: плохой слух, слабое зрение, какие-то хронические заболевания или быстрая утомляемость.
Посоветуйтесь с врачом и проверьте общее состояние ребенка. В конце учебной четверти даже у самых здоровых детей могут проявляться нейродинамические трудности. Проще говоря, усталость мозга, его истощение. Как они, эти трудности проявляются?
• Ребенок чаще, чем обычно, забывает дома тетрадь, учебник, дневник. Забывает (не успевает) записать домашнее задание.
• Почерк укрупняется или, наоборот, начинает мельчить, Если пишет на нелинованной бумаге, строчка может резко падать вниз.
• Увеличивается число глупых, нелогичных ошибок, описок. Ребенок чаше пропускает буквы, не дописывает слова.
• Если на уроке дается самостоятельная работа, начинает работать не сразу, иногда - только к концу урока.
• Ребенок то и дело роняет ручку, пенал, тетрадь... Учителя это нервирует. А на самом деле ребенок бессознательно хочет поменять позу – чтобы подпитать мозг.
Мозг любит: световой день, белый снег, бег на лыжах, катание на санках, плавание, хорошо проветриваемые помещения, смену деятельности, ароматы цитрусовых, лавра, хвойных деревьев.
Мозг не любит: курения родителей. В помещении, где находится ребенок, не должно быть даже запаха табака. Табачный дым оказывает очень вредное влияние на растущий мозг.
Полезны дыхательные упражнения, тонизирующие процедуры (контрастный душ, массаж воротниковой зоны, массажные стельки (непродолжительно), 2 сеанса массажа в год), также никогда не помешают консультации психолога.
Дошкольники редко бывают ленивыми - чаще родители страдают от их неуемной активности. Однако если в школе начинаются проблемы, большую часть их родители склонны описывать емким словом «лень».
Когда хороший дошкольник становится нерадивым школьником, родители обвиняют прежде всего школу, реже - ребенка, почти никогда - самих себя. В действительности все как раз наоборот: большая часть проблем так или иначе спровоцирована родителями. Нежелание учиться может быть вызвано разными причинами.
Школа не стремится набирать в первый класс «неготовых» детей, ведь ей же с ними мучиться! Ребенок тоже не рвется раньше времени расстаться со своей свободой. Это всегда инициатива родителей. Специалисты знают, что качества, необходимые для начала школьного обучения, формируются у большинства детей к семи годам. Как правило, именно в семь лет у ребенка формируется мотивация для перехода от игры к учению.
Часто родители недооценивают серьезность положения. Когда шестилетняя малышка приходит домой и решительно заявляет, что в школе ей не понравилось и ходить туда она не будет, им это кажется забавным курьезом. Некоторые видят в этом проявление независимого характера. Между тем, это классический случай отсутствия учебной мотивации. Ребенок еще не доиграл свое. Он находится на другом, не менее важном этапе развития, и нужно позволить ему пройти эту часть пути до конца.
Бывает и так: ребенок как бы застрял в «игровом» периоде. В этом случае с помощью специалиста можно попробовать перевести его на другие рельсы. Интерес к ученью у такого ребенка можно пробудить лишь с помощью игры. Задача специалиста состоит в том, чтобы постепенно заменить игровую мотивацию на более взрослую (для этого разработаны специальные методики). Как правило, если проблема выявлена в апреле-мае, к сентябрю ребенка можно вывести на уровень нормального сознательного первоклассника. В идеале все дети, которым с осени надо приступать к учебе, должны бы еще весной проходить стандартное тестирование на школьную готовность.
Можно выделить три основных типа детей, у которых присутствуют трудности при обучении:
Способный, но ленивый
Детей этого типа особенно много в крупных городах. Они нацелены на познание, на получение новой информации. Такой ребенок отправляется в школу, надеясь найти там неиссякаемый источник новых знаний. И порядком разочаровывается, когда выясняет, что школа – довольно скучное место, где приходится делать много неинтересных и неприятных вещей. Часто эти дети, несмотря на хорошие умственные способности, учатся посредственно и даже могут попасть в разряд неуспевающих. При этом жажду нового они удовлетворяют в других местах - чтение, компьютер, кружки...
Социально ориентированный
Это ребенок совсем другого склада. Если первого интересует содержание обучения и мало интересуют оценки, то этот ребенок ориентирован на похвалу, на одобрение. Он может с равным успехом заниматься самыми разными вещами, поскольку суть для него не в предмете, а в том, чтобы все сделать правильно, оправдать ожидания. Он отправляется в школу именно затем, чтобы быть хорошим школьником. Независимо от уровня интеллекта, он неплохо справляется с программой, все выполняет и ничего не пропускает.
Такого рода мотивация совершенно необходима в начале обучения - и именно ее обычно не хватает шестилеткам. Дети, нацеленные на новую информацию, и в шесть лет, и в семь демонстрируют примерно одинаковую степень готовности к школе. Социально ориентированные дети созревают к семи годам.
В младших классах это вполне благополучная категория - и родителям не на что жаловаться. Но наступает время, когда одобрение учителей и родителей теряет приоритетность. На первый план выходит одобрение сверстников. У них же могут быть в цене совсем другие достижения, другие качества. И вот уже ребенка как подменили. Он не делает уроков, учится спустя рукава, где-то пропадает или болтает часами по телефону.
Оба описанных типа детей нельзя назвать ленивыми. Они могут трудиться много и с удовольствием, но при этом не делать то, что мы от них требуем. Но есть дети, к которым определение «ленивые» подходит в наибольшей степени.
Дети, которым ничего не нужно
Движущей силой развития ребенка является потребность в новых впечатлениях. Чтобы развитие шло нормально, необходимы три основных условия: любовь и внимание матери или заменяющего ее человека, некоторый природный запас энергии у самого ребенка и, наконец, среда, которая обеспечивает ребенка достаточным количеством впечатлений. Дети, которые не получают необходимого внимания и тепла, не получают новых впечатлений, растут пассивными, лишенными интереса и инициативы. Это обычная проблема приютских детей.
Но и в благополучных семьях может возникнуть сходная проблема, если ребенка слишком опекают, ограничивают его инициативу. При этом ребенок с сильной волей бунтует, а более покладистый привыкает, становится пассивным, учится получать удовольствие от своей безопасности, покоя и комфорта.
Совершенно точно не надо бороться с ленью с помощью ремня, лишения прогулок и других карательных мер. "Пилить" ребенка тоже бессмысленно. Иначе его нежелание делать уроки может перерасти в отвращение к школе и труду вообще, а также к вам лично. Что же касается "пряника", то на этот счет существуют разные мнения. Да и пряники могут быть разными. Взрослые тоже, кстати, трудятся не бесплатно. Если никакие другие стимулы не действуют, материальный тоже может сгодиться. Еще лучше, если вы научите ребенка самого создавать себе стимулы и назначать награду - это ему поможет в жизни.
Мотивы учения
В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, ребенок хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Социальные мотивы учения – долг, ответственность, необходимость получения образования, хотя и осознаются учениками, не могут непосредственно побуждать их к учебной работе. Главное место занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика – источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия.
Весьма полезно понимать общую структуру мотивации к учению в этом возрасте:
а) Познавательная мотивация
Глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета в начальных классах встречается редко, но хорошо успевающих детей привлекают разные, в том числе самые сложные учебные предметы.
Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, - значит, у него развивается мотивация, соответствующая структуре учебной деятельности. К сожалению, даже среди хорошо успевающих учеников крайне мало детей, имеющих учебно-познавательные мотивы.
Специальное исследование показало, что интерес к учению проявляют только 4% учащихся 3 класса, высоким уровнем познавательного интереса характеризуется лишь 24% учащихся 5-8 классов, 36% учащихся проявляют средний, а 40% - низкий уровень познавательных интересов.
Ряд современных исследователей прямо считают, что причины, объясняющие, почему у одних детей есть познавательные интересы, а у других их нет, следует искать, прежде всего, в самом начале школьного обучения.
Человек обогащается знаниями только тогда, когда эти знания для него что-то значат. Одна из задач школы – преподавать предметы в такой интересной и живой форме, чтобы ребенку самому захотелось изучать их и запомнить. Изучение только по книгам и при помощи бесед довольно ограничено. Предмет постигается гораздо глубже и быстрее, если его изучают в реальной обстановке. В то же время, многим людям не нравится мысль, что школьную программу можно сделать интересной. Они считают, что ребенок должен научиться делать неприятное и трудное. В любой работе всегда есть много скучного и неинтересного, но люди выполняют эту работу потому, что видят необходимость и связь рутинной работы с ее увлекательным сторонами.
Так, Дарвин был никудышным учеником по всем предметам, но позже он заинтересовался вопросом о происхождении жизни и провел весьма трудоемкое исследование. Мальчик может не видеть никакого смысла в геометрии, ненавидеть ее и плохо по ней успевать. Но если он мечтает стать военным летчиком, ему можно объяснить, для чего нужна геометрия, что с ее помощью можно спасти жизнь всего экипажа. Тогда будет сидеть над той же геометрией ночи напролет.
Хорошие учителя по опыту знают, что дисциплину не наденешь на ребенка, как наручники. Дисциплина – это то, что развивается внутри человека. Прежде всего ребенок должен понять цели своей работы и почувствовать ответственность перед другими людьми за ее выполение.
Чаще всего познавательные интересы формируются чисто стихийно. В редких случаях у одних вовремя рядом оказывается папа, книга, дядя, у других – талантливый учитель. Однако проблема закономерного формирования познавательного интереса и у большинства детей остается нерешенной.
Поэтому неуспевающие ученики ориентируются на процесс выполнения отдельных, частных действий и на протяжении всех лет обучения в начальной школе сохраняют склонность к облегченной учебной работе, механическому копированию действий учителя, следованию его указаниям.
б) Мотивация достижения успеха
У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха — желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. В начальных классах эта мотивация нередко становится доминирующей. Мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами, — наиболее ценный мотив, ее следует отличать от престижной мотивации.
в) Престижная мотивация
Престижная мотивация характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым.
Если престижной мотивации соответствуют достаточно развитые способности, она становится мощным двигателем развития отличника, который будет на пределе своей работоспособности и трудолюбия добиваться наилучших учебных результатов. Индивидуализм, постоянное соперничество со способными сверстниками и пренебрежительное отношение к остальным искажают нравственную направленность личности таких детей.
Если же престижная мотивация сочетается со средними способностями, глубокая неуверенность в себе, обычно не осознаваемая ребенком, наряду, с завышенным уровнем притязаний приводят к бурным реакциям в ситуациях неуспеха.
г) Мотивация избегания неудачи
У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивается. Мотивация достижения успеха, а также мотив получения высокой оценки характерны для начала обучения в школе. Но и в это время отчетливо проявляется вторая тенденция — мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, — недовольства учителя, санкций родителей.
К окончанию начальной школы отстающие школьники чаще всего лишаются мотива достижения успеха и мотива получения высокой отметки (хотя продолжают рассчитывать на похвалу), а мотив избегания неуспеха приобретает значительную силу. Тревожность, страх получения плохой оценки придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность. Почти четверть неуспевающих третьеклассников отрицательно относится к учению из-за того, что у них преобладает этот мотив.
д) Компенсаторная мотивация
К этому времени у неуспевающих детей возникает и особая компенсаторная мотивация. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области — в занятиях спортом, музыкой, рисованием, в заботах о младших членах семьи и т.п. Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится источником тяжелых переживаний ребенка.
В ходе индивидуального и возрастного развития структура мотивов изменяется.
Подростки уделяют учебным занятиям уже гораздо меньше внимания. Сфера их жизнедеятельности заметно расширяется: они участвуют в различных кружках, занимаются спортом, много времени отводят играм и развлечениям. В подавляющем большинстве подростки относятся к учебе довольно равнодушно, и успеваемость в средних классах обычно снижается.
Учащимся старших классов по-разному относятся к конкретным учебным предметам в зависимости от их профессиональных намерений. Этим объясняется и обычно разное отношение к оценкам, полученным по отдельным предметам.
Не умея достаточно хорошо различать причины неуспеваемости, учителя обычно используют весьма скудный и далекий от совершенства набор средств помощи отстающим ученикам. Практически их можно свести к двум: 1) организация дополнительных занятий, на которых применяются такие же, как на уроке методы обучения, и 2) оказание различных мер давления на ученика.
Все эти средства не только малоэффективны, но нередко оказываются и вредны, так как не воздействуют на причину и позволяют запустить «болезнь» неуспеваемости.
Обычно в школу ребенок приходит положительно мотивированным. Чтобы у него не угасло положительное отношение к школе, усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны, и развитие учебных интересов—с другой.
Формирование устойчивой мотивации достижения успеха необходимо для того, чтобы размыть «позицию неуспевающего», повысить самооценку и психологическую устойчивость школьника. Высокая самооценка неуспевающими учащимися отдельных своих качеств и способностей, отсутствие у них комплекса неполноценности и неуверенности в себе играют положительную роль, помогая таким школьникам утвердиться в посильных для них видах деятельности, являются базой для развития учебной мотивации.
Очень способный ребенок. Оценки
В классе, где все работают по одной и той же программе, могут оказаться дети, для которых задания окажутся легкими. Единственный выход из создавшегося положения — перевод ребенка в другой класс. Это может оказаться хорошим решением, если ребенка примет коллектив. В противном случае он будет изолирован и одинок. Если это произойдет, то лучше оставить ребенка в своем классе, но просить учителя сделать для него усложненную программу. Можно поручить поработать в библиотеке и сделать доклад. Если ученик будет работать не для отметок, то уважение ребят к нему будет расти.
Что же нужно сделать, чтобы ребенок ходил в школу не за оценками? Главное — не следует делать трагедии из “двойки”, не надо и слишком радоваться “пятеркам”. Ваш ребенок ходит в школу не за оценками, а за знаниями. Это и есть цель обучения. Отметки же — не плата за работу, они только указывают на то, какой период пройден гладко, а где необходимо еще поработать.
Когда родители увлекаются оценками чрезмерно, у детей появляется “отметочная психология”, девизом которой становится лозунг: «хороший балл любой ценой!”. Дети начинают выпрашивать оценки, списывают, зубрят, подгоняют ответ и т. д. и очень огорчаются, когда получают плохие оценки.
Низкие отметки — явления, знакомые практически всем родителям. Как же себя вести в подобной ситуации? Отнеситесь к этому спокойно, разберитесь, в чем дело. Может быть, ребенок что-то забыл сделать или доделать. Тогда надо спросить доброжелательно: “Ты будешь теперь внимательнее следить за тем, что говорит учитель, правда?”. Целиком полагаться на сознательность ребенка не стоит. Последите несколько дней, как у него идут дела, все ли уроки сделаны.
Может быть, ребенок плохо усвоил материал? Тогда стоит дополнительно позаниматься с ним, но делать это надо с осторожностью. Часто родители оказываются плохими педагогами, так как близко принимают к сердцу как успехи, так и непонимание ребенком материала. Когда сын или дочь запутались в предмете, родитель, который нервничает, только ухудшает положение. Поэтому прекратите сразу свои занятия, если они не приносят успеха. Попросите учителя дополнительно позаниматься с ребенком, но сами никогда не идите по “легкому” пути (выполнение за ребенка домашнего задания).
Если же “двойки” и “единицы” поставлены за неряшливость и “грязь” в тетради, родителям достаточно выразить свое огорчение и выразить надежду, что ребенок будет писать аккуратнее. Никаких дополнительных наказаний применять не следует, так как даже если дети и не подают вида, они расстроены. Если вы будете заставлять ребенка десять раз переписывать текст, это может разрушить интерес к учебе (особенно у маленьких школьников). Будьте осторожны!
Бывает, что ребенок получает низкие оценки за устные ответы, хотя знает заданный материал. Ответить ему мешает волнение, которое возникает каждый раз, когда его вызывают к доске. Такого ребенка следует ободрить, а за плохие оценки не ругать.
Если же учитель не понял ответ ученика, то лучше всего сказать ребенку, что вы поговорите с преподавателем и узнаете, почему так случилось. В дальнейшем не стоит вспоминать об этом случае. Учитель не должен обсуждаться, так как ребенок может воспользоваться вашим мнением и начнет хитрить, не выполнять требования. Психологи утверждают, что именно сомнения в действиях учителя вызывают у многих детей охлаждение к школе.
Плохая успеваемость из-за беспокойства
Ребенку хорошо учиться могут помешать семейные неприятности и различные беспокойства.
Он может страдать от ревности к младшему члену семьи и поэтому отвлекаться от занятий. Он может быть расстроен болезнью близких людей или угрозой родителей уехать. Он может бояться хулигана или собаки, учительницы, отвечать урок перед всем классом. Все это парализует способность соображать не только у 6-летнего ученика, но и у 13-летнего подростка.
Ребенок, которого дома постоянно ругают и наказывают, может дойти до крайней степени беспокойства и вследствие этого ничего не удерживать в памяти. Также он может стать ленивым.
Он будет бояться что-либо сделать, так как уверен, что потерпит неудачу. Или станет излишне суетлив, что тоже мешает обучению.
Какова бы ни была причина неуспеваемости, нужно объединить усилия и помочь ребенку раскрыть его хорошие качества, постепенно втягивая его в коллектив. Для этого необходимо наладить контакт с ребенком, поговорить с ним о том, что его беспокоит. Позже помочь справляться с домашним заданием, хвалить даже за малейшие успехи, уверить ребенка в том, что вы всегда будете его любить и в разумных пределах помогать ему.
Домашнее задание и его выполнение
Родители, предоставляющие детям сразу полную самостоятельность в выполнении домашнего задания, так же не правы, как и те, которые чрезмерно опекают детей. В первом случае дети могут обидеться на равнодушие близких, во втором формируется безответственность, уверенность в том, что уроки всегда будут сделаны.
Правильнее будет наладить процесс приготовления домашнего задания. Сюда входит и организация рабочего места, уточнение распорядка дня, определение последовательности приготовления уроков. Кроме того, на первых порах дети часто делают ошибки и помарки, быстро утомляются, не могут сосредоточиться. Родители должны подбадривать ребенка, объяснять, если что-либо ему непонятно, но не выполнять за ребенка домашнюю работу. Нужно, конечно, требовать, чтобы домашнее задание выполнялось чисто и аккуратно, но заставлять переписывать работу несколько раз не стоит. Добившись даже небольших успехов, можно закрепить их на следующий день. Рывки же никогда не приносят успеха. Если ребенок будет переписывать работу по десять раз, его желание учиться пропадет, и в следующий раз он будет хитрить, стараться делать задания тогда, когда родители заняты.
Постепенно ребенку будет требоваться меньше времени для организации занятий. Позже прямое участие в занятиях вы замените своим присутствием, то есть будете контролировать качество выполнения заданий. Но главное — продолжать интересоваться жизнью школьника, уметь радоваться его успехам, помогать при трудностях.
Конкретная же помощь ребенку в выполнении домашнего задания заключается в следующем.
Проверьте, хорошо ли организовано рабочее место ребенка. Оно должно быть достаточно освещено. Источник света должен находиться слева или спереди, чтобы тень не падала на тетрадь. На столе не должно быть лишних предметов.
Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через час-два после возвращения из школы. Ребенок должен отдохнуть от занятий, но еще не перевозбудиться от игр с друзьями.
Родители требуют, чтобы ребенок сделал сразу все уроки. Это неправильно. Для 7—8-летнего школьника время работы не должно превышать 15-30 минут, к 13 годам — 30-40 минут. После этого времени стоит сделать 5-10-минутный перерыв. Лучше, если ребенок займется физическими упражнениями.
Не переутомляйте ребенка долгим сидением за домашним заданием. Он уже отсидел в школе 4-6 уроков по 40-45 минут, его работоспособность снизилась, поэтому дома он должен больше отдыхать.
Если ребенок посещает группу продленного дня, он все задания выполняет в школе. Поэтому дома он должен отдохнуть, развлечься.
Полезно, когда ребенок спит после обеда — в этом случае пусть он садится за уроки попозже. Дети, которые занимаются во вторую смену, должны делать домашнее задание утром.
Ни в коем случае не давайте ребенку дополнительных домашних заданий. Не переделывайте классную работу, можно просто исправить ошибки. Переписывание уже сделанного для ребенка — скучнейшее дело. Оно отбивает охоту заниматься, лишает веры в свои силы.
С шестилетними школьниками нет необходимости выполнять домашнее задание, так как на дом им ничего не задают. Это вызвано повышенной утомляемостью детей этого возраста: легко наступает нервное переутомление. Дома с такими детьми нужно играть, рисовать, лепить, конструировать.
От родителей школьников требуется приучить дочь или сына вовремя садиться за уроки, а также напоминать, что пора сделать перерыв.
Следите, чтобы ребенок не отвлекался, не начинал вдруг рисовать на подвернувшейся бумажке. Ребенок должен привыкнуть не отвлекаться. Вернуть внимание можно жестом, кивком головы, напоминанием: “Пиши, пиши”. Нотация, раздражение не помогут, а только отвлекут от работы.
Если ребенок не понял задачи, которую объясняли в школе, повторите объяснение дома. Но ни в коем случае не производите за него вычисления, не решайте домашнее задание.
Если вы нашли ошибки, весело скажите, что работу он сделал хорошо, вот только допустил две ошибки. Пусть найдет их сам. Даже маленькие дети умеют делать проверку, но не пользуются этим умением. Так что о самопроверке вам придется напоминать постоянно. Никогда не ругайте ребенка за “грязь”. Самоисправления — первая форма самоконтроля. Поощрите такую работу. Постепенно степень контроля должна снижаться. Контролируйте только тогда, когда ребенок садится за уроки. Потом подойдите к нему несколько раз, постойте минуту-другую, отойдите. Когда ребенок научится все делать самостоятельно, вам он будет показывать только результат.
Левша
Владение левой рукой — обычно врожденное качество, поэтому совершенно неправильно заставлять ребенка делать все правой рукой. Надо терпеливо вкладывать время от времени в правую руку ребенка ручку, карандаш, ложку, кисточку. Постепенно он сможет овладеть обеими руками. Можно констатировать: “мелкие” движения (письмо, рисование) для левши легче перенести на правую руку, чем “размашистые” (забивание гвоздя). Ярко выраженные левши пишут всю жизнь левой рукой не хуже, чем те, кто делает это правой. Левши обычно умеют пользоваться обеими руками.
Ложь
Почему дети говорят неправду? Первая, основная причина лжи — недоверие к взрослым. Ребенок обманывает, потому что боится, что мы его накажем. Никакое, даже самое безболезненное физическое наказание не является положительным моментом в воспитании. Это развивает у детей чувство униженности, неравенства, зависимости. И ребенок начинает обманывать.
Не будем учить ребенка такой лжи, вспомним, что и мы в детстве были любопытными, подвижными, неаккуратными. Постараемся понять маленького человека.
Вторая причина детской лжи — желание самоутвердиться. Мы позволяем себе смеяться над слабым ребенком, над его страхами. Иронизируем (“Какой же ты трусишка! Кого же ты боишься? Чудовищ?”), тем самым унижаем достоинство ребенка, и он теряет уверенность в себе.
Не будем же сравнивать его с соседским мальчиком, который не боится темноты. Забудем про иронию, поможем преодолеть страхи. Будем хвалить маленького героя за то, что он умеет делать, будем хвалить даже за старание. Пусть обретет веру в себя!
Третья причина детской лжи — неловкое старание ребенка выставить своих близких, родителей, друзей в более ярком и достойном виде. Задумаемся над этой ложью. Может, это перевернутый вариант наших недостатков? В этом случае исправлять надо себя.
Четвертая причина детской лжи — фантазирование. У ребенка живой ум, и необходимо развивать эту способность чтением книг, посещением театра и т. д.

Таблица нежелания ходить в школу
Обычное нежелание Опасное нежелание
Снижается первоначальный интерес к школе и занятиям Полное отсутствие интереса к учебе
Может время от времени жаловаться, что учиться надоело (особенно к концу недели и четверти), но активен в своих любимых занятиях Ничто не интересно, безразличен ко всему, даже к играм, если они требуют хоть какого-то напряжения
Радуется, когда не надо делать домашние задания Делает уроки только из-под палки
Время от времени хочет остаться дома, пропустить уроки Постоянное нежелание ходить в школу и вообще учиться. Выражается это активным протестом либо болезненными симптомами (кашель, насморк, рвота, понос), причем симптомы исчезают, если разрешат остаться дома. Возможна и простая симуляция
Иногда недоволен учителем, полученными оценками Очень не любит или боится учителя, постоянно испытывает страх получить плохую отметку

Нежелание идти в школу

Время от времени нежелание идти в школу посещает школьника любого возраста. Что же говорить о первокласснике, для которого радостное ожидание и праздник 1 сентября остались позади!
От скуки, разочарования и апатии не застрахован никто, даже старательный, исполнительный и любознательный ребенок. И вы можете услышать от малыша: "Не пойду я больше в эту школу...". Стоит ли немедленно начать бить тревогу? Психолог А. Прихожан предлагает отделить обычное нежелание заниматься будничными делами (оно возникает время от времени у любого человека) от действительно опасного.
Значит, беспокоиться нужно, если нежелание учиться постоянное, устойчивое, выражается в активном или пассивном протесте. Особенно серьезно нужно подойти к случаям, когда у ребенка появляются невротические реакции. Например, без видимых причин постоянно повышена температура. Или постоянный упадок сил у физически здорового малыша. Или раньше ребенок был уравновешенным, а теперь у него резко и часто меняется настроение, стал нервозным, непредсказуемым. В таких случаях может понадобиться помощь психотерапевта. Но чаще помочь могут сами родители.
Это не значит, что надо усилить контроль и водить в школу за руку. Постарайтесь спокойно разобраться в причинах состояния ребенка.
Что следует знать родителям?
1. Иногда родители начинают загружать малыша еще до школы, превращая его в ученика раньше срока. А некоторых детей недостаток времени для игр приводит просто в отчаяние. Стоит ли удивляться, что к учению такой ребенок не испытывает особо теплых чувств.
2. Вольно или невольно родители формируют у будущего первоклассника определенное отношение к школе. Одни заранее пугают: "Вот пойдешь в школу, там тебя заставят трудиться!" Другие, наоборот, уверены в способностях своего чада и готовят его только к победам, а не к трудностям.
3. В безудержном стремлении дать ребенку полноценное и разностороннее образование нетрудно потерять чувство меры. Родителями часто не учитываются реальные возможности ребенка. Многочисленные дополнительные занятия иногда не развивают малыша, а истощают его. Не хватает свободного времени для саморазвития, для собственных интересов ребенка, для общения со сверстниками.
4. Отрицательное отношение к учению может возникнуть, если родители требуют от ребенка совершенства во всем. И каждую отметку ниже пятерки воспринимают как трагедию.
5. У ребенка могут не сложиться отношения с учителем или одноклассниками.
Что может сделать родитель?
1. Признавать право ребенка на ошибку; научить его относиться к ошибкам и неудачам как к чему-то неизбежному, но полезному.
2. Научить ребенка видеть причины своих неудач не только во внешних обстоятельствах (не та школа, злой учитель, плохие одноклассники), но и в себе самом, понимать эти причины и исправлять их.
3. Поддерживать у своего школьника уверенность в себе, чувство, что он может преодолеть любые трудности и в то же время всегда может рассчитывать на вашу поддержку.
4. Помогать ребенку рассчитывать свои силы: не заставлять его заниматься слишком много, но и не допускать легкомысленного отношения к учению.
5. Маленькому школьнику уделять как можно больше внимания, по-прежнему ласкать его.
6. Не ждать от ребенка только наивысших результатов, не требовать, чтобы был отличником.
7. Помогать, когда у ребенка не складываются отношения с учителем или одноклассниками.

Источник: http://www.moideti.com/article_view.php?id_article=952&id_lang=1

Категория: В помощь родителям | Добавил: amiranta (03.11.2010) | Автор: Родитель
Просмотров: 20523 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Ekaterina  
0
"Поддерживать у своего школьника уверенность в себе, чувство, что он может преодолеть любые трудности и в то же время всегда может рассчитывать на вашу поддержку."
когда мама так делает, очень приятно! smile

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz