Ижевская государственная
сельскохозяйственная академия
Экстремальная ситуация является таковой
из-за наличия в ней экстремальных факторов. Понятие "экстремальные факторы”
предполагает, что они вызывают в организме предельно допустимые по тем или иным
соображениям изменения [4].
·Физиологически особая среда (температура, барические
воздействия, гипоксия, гиподинамия и т.п.)
·Характер действия стимула (нерегулярность появления,
монотонность и т.п.)
·Объективная сложность самой задачи (переработка
огромных потоков информации, отвлекающие воздействия, высокий темп работы и
т.д.)
·Время: переход через оптимальные темпы психической
активности ведет к возникновению психической напряженности.
Особенность, характерная для всех этих
параметров, заключается в превышении диапазона оптимальных воздействий и
предания, тем самым, ситуации качества экстремальности. При сравнительно
небольшой экстремальности стрессора (первичного источника напряжения и
перенапряжения) наблюдаются обострение внимания и мышления, при чрезмерной –
возможны различные "отключения” сознания от стрессогенной действительности
(обморок, дезориентация), "рассеянность” внимания, невозможность мысленно
сосредоточится на одном предмете.
Л.А.Китаев-Смык выделяет следующие
показатели экстремального воздействия на человека:
1.субъективные;
а) "внутриорганизменные” сигналы к
сознанию человека, вызывающие неприятные, болезненные ощущения. Человек
стремится избегать фактора, обуславливающего это состояние.
б) дееспособность (работоспособность)
человека. При экстремальном воздействии она снижается.
2. объективные – регистрация
физиологических процессов. Воздействия, обуславливающие критические состояния,
идентифицируются как экстремальные. В.И.Медведев отмечает, что "понятие
экстремальности не может быть абсолютным и имеет вероятностную природу. К
экстремальному может быть отнесено такое значение фактора, которое с
определенной вероятностью вызывает появление того или иного состояния. Величина
заданной вероятности определяется или характеристикой заданного состояния, или
условиями трудовой деятельности”. [4, 51].
Экстремальные ситуации делятся на
кратковременные, когда актуализируются программы реагирования, которые в
человеке всегда "наготове”, и на длительные, которые требуют адаптационной
перестройки функциональных систем человека, иногда неблагоприятной для его
здоровья.
Экстремальность можно представить как континуум:
трудные – параэкстремальные – экстремальные ситуации. Трудная ситуация
характеризуется достаточно сложной для данного субъекта задачей, ее повышенной
значимостью. Две других степени – строгими условиями, высокой ценой возможной
ошибки, а в экстремальной есть еще и зависимость дальнейшего существования
("быть или не быть вообще”).
Н.И.Наенко указывает, что сдача экзамена
вызывает психическую напряженность, определяя последнюю как "психические
состояния в сложных условиях вообще, независимо от вызываемых ими эффектов”
[6,8]. Для большинства учащихся экзамен – это своеобразная критическая
ситуация, которая определяет их положение в учебном заведении и дальнейшую
судьбу. При этом данная ситуация оценивается как трудная и может быть как
эмоционально отрицательной, так и эмоционально положительной. С точки зрения
других авторов [2;6;10] экзамен относится к стрессогенной ситуации.
А.В.Снежневский определил, что "экзаменационный стресс, нередко
обусловливая так называемый экзаменационный невроз, является несомненным
психотравмирующим фактором, который учитывается даже в клинической психиатрии
при определении характера психогении и классификации неврозов”. [9,147]
Стрессовое состояние вызывается в большей степени отношением к ситуации, чем
объективными факторами ситуации, и возникает порой задолго до начала действия
стрессора. Учащийся реагирует на экзамены в соответствии со своей когнитивной
интерпретацией внешних стимулов. Это зависит от таких параметров, как
личностные особенности, социальный статус, социально-ролевое поведение
студентов и других.
Подготовка и сдача экзаменов сопряжены с
чрезвычайно большим напряжением организма студента, вызванным интенсивной
умственной деятельностью и повышенной статической нагрузкой, обусловленной
длительной вынужденной позой, крайним ограничением двигательной активности,
нарушением режима отдыха и сна, эмоциональными переживаниями. Возрастание
напряжения проявляется субъективно – в переживаниях беспокойства, тревожности,
раздражительности, напряженности, угнетенном состоянии. Объективно – это чисто
физиологические проявления – повышение кровяного давления, мускульного
напряжения, глазного давления, усиление выделительных функций, изменение
сердечной деятельности и дыхания. Основной признак напряжения, по которому
измеряется его степень, - это изменение функционального уровня деятельности,
проявляющееся в изменении ее качественных показателей. Как показали
исследования Г.М.Покалева, Н.П.Недуговой и других, в период экзаменационной
сессии у 37% студентов отмечалась повышенная утомляемость, связанная с большой
умственной нагрузкой и неполноценным сном. "Почти у всех учащихся под влиянием
экзаменов произошли стойкие микроциркуляторные расстройства”.[9,149]
А.И.Киколов же указывает, что в период экзаменов, когда учебная деятельность
имеет эмоциональную окраску, "проявляются как элементы напряжения – фрустрация
и дискомфорт, так и их антиподы – комфорт и удовлетворение”, то есть
эмоциональный стресс представляет собой как отрицательное, так и положительное
явление.[3,34] Соответственно, количественные и качественные показатели
деятельности либо ухудшаются, либо улучшаются за счет мобилизации сил. При этом
то или иное его действие зависит от длительности действия стресса и то того,
восстанавливаются ли нарушенные функции организма. Это связано с тем, что
экзаменационные стресс-факторы действуют многократно и вызывают функциональные
сдвиги. "У тех, чья тревога перед экзаменом носит мобилизующий характер, все
показатели вегетативной нервной системы приходят к норме буквально через несколько
десятков минут после завершения экзамена независимо от степени
удовлетворенности результатами. У тех же, чье эмоциональное напряжение не
способствует (и даже препятствует) преодолению стресса, эти показатели не
только не снижаются, но продолжают нарастать, причем тоже независимо от
результатов экзамена и от удовлетворенности ими”.[1,90]
Остановимся на стресс–факторах, вызывающих
эмоциональные реакции, вредно действующих на организм, и мешающих сдаче
экзаменов. К ним относятся: плохие отметки, конфликтные ситуации с
преподавателями, угрожающая возможность потерпеть неудачу, состояние
неопределенности, дефицит времени, необходимость подготовки к экзамену большого
объема учебного материала и т.п. Причиной стрессов, возникающих во время
экзаменационной сессии, по мнению Киколова, следует считать одновременное
действие нескольких стресс – факторов из вышеперечисленных. Эмоциональный
стресс сопровождается более или менее значительными внешними
двигательно-пантомимическими и вегетативно-эндокринными изменениями. Согласно
исследованиям ряда авторов, под влиянием экзамена повышается или понижается
артериальное давление, частота пульса, температура кожи, показатели ЭКГ,
кровенаполнение сосудов мозга и т.д. Возможно покраснение или побледнение лица,
тремор рук [3]. Таким образом, студенты вузов два раза в год переживают
экзаменационный стресс, или синдром нервного перенапряжения.
С точки зрения Ротенберга и Бондаренко, у
лиц, склонных к возникновению невротической тревоги, "экзамен затрагивает
гораздо более глубокие пласты личности, скрытые от сознания”.[7,91] Возможность
провала на экзамене становится сигналом жизненной несостоятельности,
человеческой неполноценности. Тогда данная ситуация становится препятствием,
которое может лишить человека уважения в глазах других людей и своих
собственных. Подлинная причина такого состояния – в раннем опыте неудач, а
предстоящий экзамен делает его актуальным. "Предэкзаменационная тревожность
отражает индивидуальные различия в склонности субъекта испытывать тревогу в
ситуации оценки, экзамена”. [8,13] Ее уровень более точно предсказывает
ухудшение деятельности в ситуации экзамена, чем величина общей личностной
тревожности. Особенностью тревоги является интенсивность эмоциональной реакции
на стрессовую ситуацию, которая непропорционально выше величины объективной
опасности. Состояние же стресса характерно для ситуаций, в которых "субъект не
избегает и не страшится угрозы, а активно преодолевает ее, прилагая усилия к
достижению определенного уровня деятельности и контролируя свои эмоциональные
реакции”. [5,154-155]. Проявление эмоционального стресса в процессе обучения
часто вызывает субъективные переживания, сопровождающиеся повышенной
возбудимостью, тревожностью, являющиеся впоследствии источником помех и неудач
на экзаменах.
"Изучение адаптации студентов к различным
учебным ситуациям показало, что 80% из них, относящихся к так называемым
сверхточным личностям, в период экзаменационной сессии обнаруживали тревожные и
неврастенические расстройства. Молодые люди этой категории отличались малой
выносливостью к сессионной нагрузке из-за характерного для них сочетания черт
тревожной мнительности с высоким чувством ответственности и положительным
отношением к учебе. Эти лица затрачивали на подготовку к экзаменам
непропорционально много времени, из-за этого даже при достаточном уровне
подготовкив условиях экзаменационной нагрузки у них развились невротические
расстройства” [9,150]. Низкая выносливость проявлялась также у лиц с неврозами
и психопатиями.
Особенностями экстремальных ситуаций являются
изменения как на физиологическом, так и на психологическом уровнях,
проявляющиеся с разной интенсивностью в зависимости от срока действия
стрессоров и индивидуальных особенностей. Сдача экзамена, вызывая психическую
напряженность, относится к одному из видов экстремальной ситуации. Учеба
студентов связана с эмоциональными переживаниями, достижением поставленной цели
и преодолением трудных ситуаций, особенно в период экзаменов. У них значительно
повышается напряженность различных функций организма под влиянием хронического
воздействия учебных эмоциональных факторов [3]. Вот почему следует повышать
устойчивость адаптационных механизмов организма к эмоциональным стрессам. При
этом для жизнедеятельности человека необходимЭкстремальная ситуация является таковой из-за
наличия в ней экстремальных факторов. Понятие "экстремальные факторы”
предполагает, что они вызывают в организме предельно допустимые по тем или иным
соображениям изменения некоторый уровень стресса, так
как определенные стрессовые факторы могут приводить к устойчивости организма.