Пятница, 19.04.2024, 01:31Приветствую Вас Гость | RSS
Артековская специализированная школа

artekschool@ukr.net
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Библиотеко-информационный центр


Создание библиотечного информационного продукта

(БИП) – одна из форм работы современной библиотеки


Сегодня мы являемся свидетелями того, как в структуре библиотековедения формируется самостоятельное научное направление – библиотечная технология. Она включает в себя несколько параметров, форм, видов.  Один из видов данной технологии является библиотечный информационный продукт (БИП).

Данная  технология широко применяется современными библиотеками. Наша школьная библиотека последние два года тоже предоставляет данную информационную услугу для своих читателей.

Попытаемся показать, как данный информационный продукт используется в интенсификации учебного процесса, а также для сопровождения различных педагогических и воспитательных программ в Артеке. Они создаются в помощь учителям школы и педагогам-организаторам.

            Что же такое библиотечный информационный продукт?  С какой целью библиотека обязана владеть данной технологией, и предоставлять данную услугу своим читателям?

Информационный продукт – это результат создания или семантической (семантика – c гр. sêmantikos обозначающий; семантический – смысловой, относящийся к значению слов) переработки информации в документированной форме, допускающей многократное использование продукта в процессе удовлетворения информационных потребностей. Вторичную (библиографическую) информацию содержат информационные продукты в форме каталогов, библиографических баз данных, указателей, списков литературы, отдельных библиографических записей (см. подробнее на сайте http://www.glossary.ru).

Целью создания информационного продукта является  удовлетворение информационных потребностей пользователей путем предоставления библиотечных продуктов и услуг с наименьшими ресурсными затратами.

При производстве информационных продуктов внимание исполнителя  (в данном случае библиотекаря) сосредоточено главным образом на процессах сбора и обработки исходной информации, организации информационных массивов, а также обеспечении сохранности промежуточных и конечного результатов.

Потребительские свойства информационных продуктов и услуг. Специфика каждого отдельно взятого информационного продукта или услуги определяется его потребительскими свойствами. Потребительские свойства информационных продуктов и услуг – это способность удовлетворять конкретные запросы пользователей. Потребительские свойства информации могут изменяться во времени, но не «изнашиваются» и не амортизируются, а сама информация не расходуется и не исчезает по мере ее потребления.

Классификация библиотечных информационных продуктов и услуг.  На статус оснований классификации библиотечных информационных продуктов могут претендовать: характер представляемой информации, целевое назначение, сфера ее применения, способ производства информации.  Можно различать следующие виды ИП:

1)  документальные (документы);

2)  библиографические;

3)  фактографические;

4)  аналитические;

5)  консультативные.

Все перечисленные выше виды библиотечных информационных продуктов используются в учебном процессе очень широко.

            Например, изучая по искусству в 5-м классе «Садово-парковое искусство» в теме «Архитектура», знакомясь с парками различных эпох и стран, нами подготовлен ИП «Сады и парки мира».

            Цель: знакомство с возникновением и развитием садово-паркового искусства в древних цивилизациях мира.

Основная  учебная задача: на основании предложенного текста учить выделять основные отличительные признаки садов и парков древности.

Работая с текстом на уроке (чтение, выделение основных отличительных признаков того или иного парка древности, запись в тетради), пятиклассники отрабатывали несколько важных  учебных навыков:

1)    анализ;

2)    оценивание;

3)    сравнение;

4)    выбор.

В 6-м классе, изучая тему «Искусство Древней Индии», работая над проектом «Тайны индийского искусства», подготовлена презентация «Искусство древней Индии». При подготовке ребята могли опереться на основные моменты, которые необходимо осветить при работе над проектом. Здесь очень важно подчеркнуть авторство информационного продукта: дети должны указать использованные источники информации, и знать, что их информационный продукт тоже является авторским.

Если говорить о чисто библиотечном информационном продукте (БИП), то работами нашей школьной библиотеки «Я і Україна», «Шевченко художник», «65 лет Великой Победы», «Международный день Земли», «Международный день мира», «Международный день грамотности», «Крым – жемчужина Украины» и др. пользуются библиотекари многих школ Ялты и педагоги-организаторы Артека (см. приложения 1 – 7).

Библиотекарям необходимо владеть технологией создания библиотечного информационного продукта, который является  важной составной частью работы школьной библиотеки. Качество информации в информационном библиотечном продукте должна соответствовать основным свойствам и требованиям к информации вообще. Свойства информации являются относительными, так как зависят от запросов потребителя информации.

Требования к информации, размещенной в БИП.

1.   Объективность информации характеризует её независимость от чьего-либо мнения или сознания, а также от методов получения. Более объективна та информация, в которую методы получения и обработки вносят меньший элемент субъективности.

2.    Достоверность информации, не  вызывающая  сомнений. Объективная информация  всегда  достоверна,  но  достоверная  информация  может  быть  как объективной, так и субъективной.

3.    Полнота. Информацию можно считать полной, когда она содержит минимальный, но достаточный набор показателей. Как неполная, так и избыточная информация снижает эффективность ее восприятия.

4.    Адекватность – степень соответствия смысла реально полученной информации и её ожидаемого содержимого.

5.    Доступность информации – мера возможности получить ту или иную информацию

6.    Актуальность информации это степень соответствия информации текущему моменту времени.

7.    Эмоциональность – свойство информации вызывать различные эмоции у людей. Это свойство информации используют производители медиаинформации. Чем сильнее вызываемые эмоции, тем больше вероятность обращения внимания и запоминания информации.

            Формы представления БИП.

1.        Текстовая — передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка.

2.        Числовая – в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия.

3.        Графическая – в виде изображений, предметов, графиков.

4.        Звуковая – устная или в виде записи передача лексем языка аудиальным путём.

            При работе над информационным библиотечным продуктом необходимо четко найти ответы на следующие вопросы:

  • какая информация нужна;
  • кому нужна эта информация;
  • почему нужна эта информация;
  • когда она необходима;
  • где получить информацию;
  • как должна собираться и обрабатываться информация.

            В данном сборнике приводятся печатные варианты перечисленных выше библиотечных продуктов. На диске и приложениях к сборнику 1, – 7 можно познакомиться со слайдовым и текстовыми материалами БИП.

 

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz